Фальстарт: глухих пока не редактируют

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В журнале Nature вышла статья о том, что российский биолог Денис Ребриков начал работать с яйцеклетками глухой женщины, чтобы разработать процедуру генетического редактирования ее будущего ребенка. N+1 поговорил с ученым и его пациенткой и выяснил, что сообщение Nature не соответствует действительности — на данный момент никаких яйцеклеток женщина еще не предоставила.

N + 1 продолжает следить за историей биолога Дениса Ребрикова и его проектом по генетической модификации зародышей человека. В последний раз, когда мы о нем писали (в материале «В режиме редактирования») он находился на подступах к эксперименту по генетическому исправлению глухоты. Ребриков вел переговоры с пациенткой, которая рассматривала возможность присоединиться к его эксперименту. Однако на тот момент она не дала информированного согласия на процедуру и отложила решение на более поздний срок, поскольку ей предстояла операция по установке кохлеарного имплантата — обычный слуховой аппарат перестал ей полноценно помогать.

Сегодня журнал Nature опубликовал фрагменты переписки с Ребриковым о состоянии его экспериментов. В заголовке статьи значится: «Российский специалист по „CRISRPR-детям“ начал редактировать гены в яйцеклетке глухой женщины». «Исследователь скоро опубликует результаты своих экспериментов», — сообщает Nature. Также в тексте приведены слова биолога о том, что женщина, «которая отдала свои яйцеклетки [в эксперимент]», взяла паузу на время операции по кохлеарной имплантации.

В разговоре с N + 1 Денис Ребриков посетовал на то, что журналисты Nature, по-видимому, не вполне верно истолковали его слова. «Они по электронной почте уточнили, есть ли движение [в эксперименте], — рассказал биолог, — я ответил, что мы постепенно проверяем
эффективность и безопасность метода». По словам Ребрикова, никаких экспериментов на яйцеклетках глухих женщин его исследовательская группа сейчас не проводит. Ученый предположил, что недопонимание могло возникнуть в процессе переписки.

Сама пациентка Ребрикова заявила в разговоре с N + 1, что не предоставляла никаких яйцеклеток, а только сдала кровь на секвенирование ДНК и результатов секвенирования, по словам девушки, у нее пока нет. Правда, она уже успешно прошла операцию по кохлеарной имплантации, но в эксперимент по редактированию эмбрионов еще не вернулась. «Она пока не взаимодействует с нами», — подтвердил слова пациентки Ребриков.

Заголовок статьи Nature вызвал возмущение исследователя неспроста: в России до сих пор нет законных оснований для того, чтобы запретить или разрешить его эксперименты. Тем не менее, Ребриков неоднократно заявлял о том, что не хочет идти в обход закона. Журналистам Nature он сказал о том, что «не будет двигаться дальше без одобрения Министерства здравоохранения Российской Федерации» и «не будет переносить отредактированный эмбрион [в матку женщины] без одобрения регулятора».

Две недели назад регулятор впервые высказался в открытую: Минздрав опубликовал пресс-релиз, в котором заявил: «На сегодняшний день развитие технологий редактирования генома таково, что об их клиническом применении говорить пока рано».

Однако эксперименты Ребрикова продолжаются — пусть пока и не на эмбрионах. «Я работаю на соматических (не половых — N + 1) клетках от глухих, не этой пары, а других людей, — рассказал он. — [Это клетки] детей полностью глухих, которым делают операцию по установке имплантата, и в рамках этой операции с соблюдением процедуры информированного согласия мы берем крошечную биопсию. На этих клетках мы проверяем, как работает [система редактирования], чтобы не тратить половые клетки, потому что яйцеклетки — это очень ценный материал». Ученый также подтвердил, что его команда действительно проводит некоторые проверки на яйцеклетках, но они получены от здоровых доноров, а цель этих экспериментов — оценить уровень нецелевого редактирования генов.

Обновление

После того, как мы опубликовали текст, журнал Nature внес правки в исходную статью. Теперь в заголовке указано, что Денис Ребриков начал эксперименты по редактированию со здоровыми яйцеклетками человека, но планирует позже модифицировать ген, связанный с глухотой.